Сайт Киреевского Благочиния создан по благословению благочинного Киреевского округа - протоиерея Сергия Ковалевского - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

житие Священномученика Онисима, еп. тульского

 

Епископ Тульский Онисим (в миру Пылаев Михаил Владимирович) родился 5 сентября 1876 года в селе Куя теперешнего Белозерского района Ленинградской области. В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1903 г. рукоположен во иерея. Служил в Царской армии полковым священником. В 1918-1919 годах служил казначеем в 11-й дивизии Красной армии. Овдовел. 13 марта 1926 года пострижен в монашество с именем Онисим, через два дня хиротонисан во епископа Красно-Бакинского, а через месяц, 13 апреля того же года, назначен епископом Воткинским. В 1928 г. епископ Онисим осужден и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения [1].

Свидетель по делу Пылаева 1936 г. показал на следствии, что епископ Онисим в одной из бесед с близкими людьми в Туле рассказывал, что он:
«До приезда в Тулу находился в ссылке, в Соловках, где вместе с ним отбывали наказание до 16-ти архиереев, множество монахов, священников и верующих арестованных, высланных, по его словам, невинно.
Говорил, что там заставляли заключенных выполнять трудные работы. В частности, ему было поручено зажигать маяк, и он в бурю ездил туда, лежа в лодке, и по приезде от холода не мог зажечь фонарь. Говорил, что там, в Соловках. У них имелась Православная церковь, в которой совершались богослужения, и в праздничные дни особенно торжественно, особенно в Пасху. При богослужении участвовали 16 архиереев…» [2].

После освобождения из лагеря, 22 ноября 1933 года епископ Онисим был назначен Управляющим Тульской епархией. Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против Православной Церкви. Как и по всей стране, в Туле и губернии были закрыты большинство храмов, разрушены наиболее древние и почитаемые из них, в том числе Казанский собор, Крестовоздвиженская, Сретенская, Троицкая, Николо-Часовенская церкви. Священники закрытых храмов, пока оставались на свободе, совершали богослужения по домам православных. Скитальческую жизнь были вынуждены вести тогда и некоторые епископы. К Тульскому Владыке часто приезжал из ссылки в г. Муроме бывший Тульский архиепископ Борис (Шипулин). Они вместе совершали богослужения как в Ильинском храме, в то время бывшим кафедральным собором, так и на квартирах прихожан. Владыку часто посещал и бывший епископ Белевский Игнатий (Садковский), не забывавший и любивший Тулу. Он тоже участвовал в богослужениях. Эти три иерарха Русской Православной Церкви познакомились во время ссылки на Соловках. Лагерное бытие, постоянное общение, обретение поддержки и духовного утешения сблизило их, выявило общность взглядов, единомыслие. Вплоть до последнего часа (а все они были расстреляны или погибли в лагере), они поддерживали друг друга, оставаясь непримиримыми и бескомпромиссными борцами с обновленчеством, верными сподвижниками и последователями истинного Православия.

Епископ Онисим, несмотря на запреты властей и смертельный риск, помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками, письмами. Так, он регулярно оказывал материальную помощь семье священника Грачева, высланного за «контрреволюционную деятельность», посылал посылки в ИТЛ протодиакону Новосадову. Возвращающихся из ссылок и заключения священников назначал на приходы. Помогал им материально. Архимандрита Серафима (Васильева) епископ Онисим назначил священником в одну из церквей Дубенского района, протоиерея Петра Пономарева в церковь села Жмурово Чапаевского района, священника Феодора (фамилия неизвестна) в церковь села Иевлево Товарковского района. Если не было возможности устроить священнослужителя в Тульской епархии, направлял их с рекомендательными письмами в соседние. Так, он направил нескольких священнослужителей к бывшему Тульскому епископу Иувеналию, возглавлявшему в это время Рязанскую епархию и к епископу Скопинскому Игнатию.

Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги. В ноябре 1934 года он постриг в монашество в сан игумена с именем Макарий овдовевшего протоиерея Александра Александровича Воскресенского, священника церкви 12 апостолов, в сан иеромонаха с именем Онисфор протоиерея Петра Пономарева (церковь села Жмурово). В схиму постриг монахиню Лаврентию с именем Нонна.

Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы – Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.

Власти не могли допустить усиления Православного влияния в Туле, ведь за те два года, что епископ Онисим пробыл в Туле, люди стали связывать с его именем надежды на возрождение веры и духовности, перемен жизни к лучшему.

18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие. Обвинение было стандартным, как и остальные, состряпанные на православных архиереев. «В г. Туле существует контрреволюционная группировка духовенства и церковников, возглавляемая тульским епископом Пылаевым Михаилом Владимировичем (Сергиевской ориентации), куда так же входили попы и монахи, возвратившиеся в г. Тулу по отбытии наказания за свою антисоветскую деятельность.
Опираясь в своей контрреволюционной деятельности на наиболее зажиточных в прошлом людей в лице бывших кустарей, кулаков, землевладельцев и другой антисоветски настроенный элемент, участники контрреволюционной группировки активно готовили переход церкви на нелегальное положение, для чего подготавливали помещения и кадры…

Основной целью контрреволюционная группировка имела – проведение контрреволюционной деятельности. Возбуждение верующих масс против Советской власти и объединение их вокруг церкви для борьбы за веру и православие, привлечение молодежи к церкви и обработку их в антисоветском духе, насаждение в г. Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному духовенству и находящемуся в ИТЛ…» [3]. Особым Совещанием при НКВД СССР епископ Онисим был сослан на 5 лет в «Севкрай». Вместе с епископом Онисимом получили 5-летние сроки еще 12 человек. Вот фамилии некоторых из них: Троицкий Сергей Павлович, 1881 г.р., село Лаптево двоюродный брат сщмч. Илариона (Троицкого); игумен Макарий (Воскресенский Александр Александрович), 1879 г.р., Тула (это его постриг в монашество епископ Онисим); прот. Мерцалов Митрофан Александрович, 1874 г.р. (в 20-е годы сподвижник епископа Белевского Игнатия) и др.

Некоторые из них были расстреляны в 1937-38 годах. Точный список расстрелянных пока установить не удалось.
27 октября 1943 года Патриарх Сергий направил председателю Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР Г. Карпову заявление: «Прошу Вас возбудить перед Правительством СССР ходатайство об амнистии…лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением…». К заявлению был приложен список, в котором значились 2 митрополита, 5 архиепископов и 19 епископов – все, кого он считал живыми. Но все, поименованные в этом списке, кроме епископа Николая (Могилевского), в действительности были уже расстреляны или погибли в лагерях. Епископ Онисим (Пылаев), упомянутый в этом списке, был расстрелян 27 февраля 1937 года в одном из Северных лагерей.

Имя епископа Онисима (Пылаева) занесено в хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917-1977 гг.) как почитаемого в народе подвижника веры и благочестия [5].

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Машинопись, б.м., б.г.
2. Архив УФСБ по Тульской обл. Дело № 15127.
3. Там же.
4. Там же.
5. Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 кн., М., 1997 г., кн. 9, стр. 700.


Назад к списку