Сайт Киреевского Благочиния создан по благословению благочинного Киреевского округа - протоиерея Сергия Ковалевского - Радуйся, Радосте наша...
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Радуйся, Радосте наша...29 Октябрь 2012

Владыка Алексий напомнил прихожанам о том, что молитвенный Покров Богородицы простирается над всем земным шаром, оберегая каждое Господне творение: «В 910 году от Рождества Христова, в такой же октябрьский день, как и сегодня, праздник Покров Пресвятой Богородицы выпал на воскресенье. Жители Константинополя по своему обыкновению пришли в свои храмы, как и мы с вами, и в первую очередь – в храм Пресвятой Богородицы. В этом храме хранились величайшие христианские Святыни – одежды, которыми пользовалась Приснодева при жизни, как своей собственностью, и покрывало-шаль, которое Она носила на голове…

Люди приходили в это святилище особенно во времена бед, угрожающих их существованию извне, как и в 910 году от Рождества Христова, когда Константинополь оказался в осаде сарацинских несметных полчищ.

Христиане из прошлого опыта знают, как Божия Матерь, за сердечное покаяние участвует Своей благодатью в жизни тех, кто ищет в своей жизни перемены от самости к Богопослушанию. В меру кротости и смирения людей благодать Господня наполняет их так, как пустой сосуд наполняется какой-либо жидкостью. Наполнивши, начинает через них действовать, но не одним человеческим образом, а двойным – Бого-человеческим, в результате чего некая полнота приходит туда, где была некоторая ущербность. Там же где была опасность, приходит мир, тишина и благословение.

Поэтому в горестные минуты несчастий, обычно по просьбе всего народа и государя, Патриарх износил из храма какую-то часть ризы Божией матери и погружал ее в воды Босфора, после чего начинались бури, топившие корабли интервентов и победа оказывалась на стороне православных христиан-константинопольцев. 

В те времена приходили молиться не так, как современные люди, – только утром, да еще и стараясь так подгадать, чтобы успеть в промежутке между одним и другим автобусом… Сегодня всенощной службой считают то, что совершается вечером накануне праздника.
Тогда же приходили в церковь в три часа пополудни и служили до следующего полудня. И вот так всеусердно молились жители Константинополя в доме Богородицы, прося Ее заступничества. Среди молящихся было двое, жизнь которых была опытом познания Божественной благодати, силы и действия не как чего-то внешнего, словно солнечный луч, свет и тепло которого можно заменить, к примеру, электричеством, а как внутренней стержень, без которого в жизни нет смысла.

Для того чтобы войти в ощущение постоянного хождения пред Богом, необходим человеческий подвиг, выражающийся в их жизни Христа ради юродством. Это были Андрей Блаженный и его ученик Епифаний, особым образом призванные Богом на это служение. Оно выражалось реальным поставлением себя на узкий путь к нешироким вратам, то есть путь сознательного и волевого обнищания Христа ради.

Как и все они могли бы найти работу, трудиться и богатеть, но это привело бы их на путь надежд на собственные силы, да еще и с приглашением Бога к участию в своих житейских делах. А почему нет, коли есть целые том чинопоследований на всякие жизненные обстоятельства?.. Но на этом пути человек возрастает лишь в опыте самонадеянности, теряя внутреннюю жажду к познанию того, что как только Господь забудет о человеке, так он сразу рассыплется в прах.

Господь пришел и стал нашим братом, чтобы показать нам в одной из человеческих личностей – Приснодеве - Матерь Свою тем сосудом, в котором Бог своим действием так, как Он пребывает во всей полноте в трех ипостасях – в Отце, Сыне и Святом Духе.
Потому что Она, как дитя, не знает, что такое опереться на Себя, но вся есть раба Господня. Она избрала для себя благую часть существования, которой достаточно для того, чтобы человеку быть счастливым.

Это не значит, что надо стать Емелей, который сидит на печи, а ему все исполняется По-Щучьему велению. Все не так, и мы видим в святых угодниках суровый путь самоотвержения. Многие ли смогут, будучи человеком, пожить так, как дворовый пес, которого всякий пинает? Так у такого пса есть хоть убежище какое-нибудь, а у юродивых вообще нет ничего… И были такие, что специально искали таких утесненных жизненных обстоятельств, преодолевая в этом сознательном и волевом поиске лишений преодолевали внешне грех Богу содействующий. По сути, грех есть поиск удовольствия, но в отличие от животного для человека удовольствие заключается в том, чтобы всегда и неразлучно быть с Богом и в Боге. Но понять и найти этого без опыта самоотвержения никак невозможно.

Когда внешне обстоятельства типа бедствий стихийных или войны придавливают человека так, что ничего поверхностного и внешнего не остается, тогда открывается вдруг глубина и суть нашей жизни. В такие минуты и приходит благодать Божия, что вселяется в нас не как внешнее и привнесенное, а как наше собственное достояние и сила. Сила, действующая в нас не по самовластию и ветру наших голов, но дающая внутренне пространство для того, чтобы мы имели возможность спросить у Господа благословения на возможность ходить Его путями, избирая на этих путях благую часть. 

Во Влахернском Константинопольском храме, во время молитвы блаженному Андрею и его ученику Епифанию было показано то, что другие еще не видели – явление Пречистой Госпожи Богородицы, которая сняла со своей головы покрывало и накинула его над теми, кто молился в храме, защищая людей от врагов видимых и невидимых.
Видение прославлено было сначала молящимися в храме, а затем во всем Константинополе. Жители города, услышав об этом чуде, преисполнились надежд, что Бог благодаря молитвам Покровительницы избавит их от бед, причиненных вторжением сарацинов. Вскоре после видения враги были побеждены и изгнаны.

Вот так Господь влечет нас к опознанию жизни, как неразрывного соединения всех своих способностей и их действия со способностями и действиями Божиими. Это открывается в опыте нашей жизни в Церкви. Русский народ, принявший образ жизнедеятельности из Византии, знает, что Божия Матерь в сложных жизненных обстоятельствах всегда для нас Первая Заступница и Помощница, приходящая в нашу жизнь через Свои иконы и восполняющая действием небесным недостаток нашего земного действия. Невозможно перечислить все видимые знаки Ее нам помощи и заступничества, через которые Она до сего дня показывает возможности человеческого естества в поисках и стремлении к конечной цели – получении благодати Божией. За каждой Божественной литургией нам дается опыт того, как эту благодать привлечь, принять и удержать.

Не каждому дано совершить в жизни подвиг Христа ради юродства, а вот решимость исполнить заповедь Евангельскую, - относиться к людям так, как желали бы мы, чтобы люди относились к нам самим, - может хватить сил каждому. Ведь невозможно удержать Божию благодать, если не быть подобно Господу бескорыстным. Следуя таким путем целомудрия чувственного, желательного и мысленного, открытого для всех христиан, мы как раз и идем в узкие врата узким путем, сокращающим нашу самодостаточность и нашу самонадеянность. Нет нам другой силы, чтобы реально можно было бы преодолевать наши злые наклонности, обряженные в благородные обличия и одежки, кроме кротости и смирения. Научиться же им можно только став органически едиными с Сыном Пречистой Богоматери, Иисусом Христом. Потому что если Он воплотился в человеческом образе, взяв от Нее энергию материнства, то и в каждом из нас Он хочет воплощаться но уже действием нравственного и добродетельного воплощения. Когда наша вера в то, что Господь есть Первопричина и логическое основание всему и конечная цель для всего, станет откликом всей нашей жизни, это станет первым шагом на пути целомудрия – сознательного, волевого и чувственного.

Тогда Богородица будет присутствовать в нас Своим светом и Своей кротостью, отгоняя от нас всю нечисть, что от злости зубами скрежещет, а сделать ничего не может. Но если нет в нас внутренних кротости и целомудрия и стремления к ним, тогда все адское полчище, видя, что в человеке пуст сосуд, что нет в нем настоящего хозяина, заполняет это вычищенный домик… 

В этот день воскресный, совпадающий с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, будем просить у Божией Матери благодати кротости и смирения, этой реальной живой силы веры, чтобы отложить всякое земное попечение и пойти туда, где действует Господня благодать. Так, как девяностолетние бабушки из наших маленьких приходов, приходящие из последних сил через грязь на службу со словами: «Как хорошо, что я пришла, Слава Богу, что и вас всех тут увидела!». Видя их счастье, думаешь, что  вот она - радость небесная! Этой благодати давайте будем искать, а ощущая ее в опыте, давайте будем дорожить ею, чтобы в земных условиях славить Господа и в день Небесной Славы вместе со всеми святыми  под кровом Пресвятой Богородицы воспевать ликующее имя Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа».

назад к списку новостей